В советские времена люди курили не меньше, а то и больше, чем сейчас. «,Железный занавес», не мешал проникновению на внутренний рынок Союза импортной табачной продукции, навязывающей конкуренцию отечественному продукту. Выбор был широк и на любой вкус. Чтобы перечислить все сигареты СССР, потребуется написать книгу, однако основных повсеместно распространенных табачных изделий было не так уж много.
Что пользовалось спросом среди советских граждан?
Табачные фабрики страны пестрили многообразием. Среди них самой популярной безусловно было Ленинградское предприятие имени Урицкого. Эта фабрика по-настоящему считалась рабоче-крестьянским брендом. Московский и Львовский табачные производители довольно умело навязывали ей конкуренцию.
В 70-х гг. на советский рынок начинает заходить продукция импортного производства из стран блока Варшавского договора. Для настоящих ценителей начали завозиться кубинские табачные изделия. Пожалуй самыми распространенными зарубежными сигаретами были продукты из Болгарии. Их выпускало предприятие «,Булгартабак»,.
Что курили советские граждане?
Советские граждане, выбирая марки сигарет, ориентировались в первую очередь на фабрику, которая их производит, и вкус.
Отечественные производители
Родная табачная промышленность предлагала населению три вида продукта:
- Папиросы. Первую строчку держал безусловно «,Беломорканал»,. Ему конкуренцию составляли «,Север», и «,Дымок»,, а также «,Пальмир», и «,Казбек»,. Дамской маркой считались «,Любительские»,.
- Сигареты без фильтра. Наибольшим спросом пользовалась «,Стрела»,. Есть мнение, что именно она стала причиной появления выражения «,стрельнуть сигаретку»,, поскольку с большой долей вероятности «,стрелка», угостят продуктом именно этой марки. Не менее популярной была «,Ватра»,, обладающая специфическим кисловатым привкусом. Хороший спрос был на сигареты «,Астра»,, «,Полет», и «,Прима»,.
- С фильтром. «,Космос», и «,Столичные», — безусловные фавориты. Сильно распространены были «,Золотое руно»,, «,Тройка», и «,Ява»,. С 1975 по 1980 начали выходить «,Союз-Апполон»,. «,Зодиак», был подарочной версией, выпускаемой в сувенирной упаковке по 12 штук (знаки зодиака). Сигаретная марка «,Арктика», снабжала свою продукцию коричневым фильтром, что выглядело довольно эффектно.
По вкусу сигареты, помимо обычных, были ментоловые, ароматизированные (с мундштуком) и медовые (Пчелка).
Импортная продукция
Самые известные — это болгарские «,Родопи»,, а также «,Стюардесса»,, «,Опал»,, «,БТ»,, «,Ту-134»,. Из ароматизированных — «,Вега»,, «,Интер»,, «,Феникс»,.
Помимо Болгарии свою продукцию поставляли Куба («,Ligeros», и «,Partagas»,), Югославия и Индия («,Madras», с тминовым вкусом). После Олимпиады-80 в Советах появились лицензированные кишиневское Marlboro и Camel, но по карману они были далеко не каждому.
Стоимость сигарет в СССР
Самыми дешевыми были «,Памир», — 10 коп. «,Ява», — за 40, «,дубовая», за 60, а «,Ява-100», —, за 80 коп. По 60 копеек продавались «,Столичные», и «,Золотое Руно», —, 70 коп.
Болгарские сигареты в CCCP продавались от З0 копеек и выше. «,БТ», — 60, «,Космос», —, 70 коп.
«,АС», и «,См», по 80 коп. Кубинские «,Партагас»,, «,Лигерос»,, «,Монте-Кристо», стоили столько же.
Оригинал Camel или Marlboro можно было купить только у спекулянтов. Их цена доходила до 10 рублей за пачку. Мальборо кишиневские стоили 3 руб/пачка.
Появление сигарет с фильтром
Первые сигареты с фильтром граждане СССР увидели в 1966-м. Изначально это была продукция исключительно советского производства. «,Ява», стала первыми советскими сигаретами международного стандарта King Size.
Спустя короткий промежуток времени появились изделия из Болгарии. В 1975 году на отечественный рынок приходит «,Philip Morris»,. После этого в Молдавии начинается производство Мальборо.
Особенность советского производства сигарет
Табачному советскому рынку было по силам удовлетворить спрос всей страны. Очень много производилось изделий низкой ценовой категории. В соотношении цена/качество они по праву считались лучшими в мире.
В Союзе старались выпускать разнообразные виды курева для всех слоев и прослоек общества. Табачные изделия делились на классы — от 1 до 7, однако советские граждане ориентировались на производителя, а не на класс изделия.
Названия сигарет тоже являлось своего рода маркером, отображающим географию, историю, идеологию, социальный строй. Именно поэтом среди наименований было много географических, региональных, профессиональных терминов — «,Север»,, «,Южные»,, «,Мелодия»,, «,Охота»,, «,Речфлот»,, «,Гвардейские»,, «,Рейс»,. Киевская табачная фабрика выпускала сигареты «,Менеджер»,. Такие бренды могли многое сказать о человеке, который курит их.